Понятие «Подготовленная среда» — одно из важнейших в концепции Марии Монтессори. Именно среда определяет развитие ребенка, его дальнейшую судьбу и возможности как физические, так и интеллектуальные. Понятие «среда» носит широкий характер. Это и среда класса, и домашняя среда, и все то, что окружает ребенка на улице в повседневной жизни.
Впитывая окружающую действительность, ребенок формирует себя и адаптируется в окружающей среде, как бы сам становясь ее частью. Поэтому для позитивного будущего ребенка мы должны предоставить ему все самое лучшее в его окружении. Но это не значит дорогое, или в большом количестве (игрушки, развлечения и т.п.). Это значит, что среда должна отвечать возрастным потребностям и возможностям ребенка, и быть оптимальной в плане стимулов, т. е. и не бедной, и не перенасыщенной.
В Монтессори-среде каждый материал имеет четкую и понятную цель. Нет ничего лишнего и бесполезного. Среда строится по принципу: от простого к сложному. Поэтому расположение зон и материала на полках не случайно. Все материалы по размеру и целям соответствуют возрасту детей, посещающих данный класс.
Всем этим требованиям должна отвечать грамотно выстроенная среда Монтессори-класса.
На фото в качестве примера среда нашего Тоддлер-класса (Детский сад "Алиса"),
В концепции Марии Монтессори есть одно очень важное понятие "РАБОТА". Часто дети из Монтессори-школ говорят, что они не играли или учились, а они работали.