Постепенно каракули малыша совершенствуются, и он начинает вырисовывать идеальные кружочки. Многие психологи и педагоги отметили еще в начале XX века (М. Монтессори, Л.С. Выготский, Э. Сеген), что каракули детей очень похожи на прописные буквы. По крайней мере, включают в себя отдельные их элементы.
На видео малыш из нашей Тоддлер-группы детского сада вырисовывает идеальную букву "О" и тут же ее стирает. Этот процесс внутренний, продиктованный некими базовыми потребностями ребенка. Обратите внимание, как у него работают поочередно обе руки. Это очень важно, т.к. при такой деятельности активно строятся межполушарные связи в коре головного мозга, которые лягут затем в основу письма и чтения.
Частой ошибкой родителей на этом этапе является то, что ребенку начинают диктовать, какой именно рукой он должен рисовать, вкладывая мелок или карандаш в правую руку. До 4 лет у многих детей еще не выделяется ведущая рука и нога. Это вполне нормальный и естественный процесс, связанный с возрастными законами созревания мозга.
Постепенно от каракулей дети переходят к рисованию схем и так называемых "головоногов". Тут часто подключаются родители и начинают "учить" детей, как правильно и как неправильно рисовать. Это может лишить ребенка всякого стремления к изобразительной деятельности, что в свою очередь задерживает развитие письма. Желательно не вмешиваться в изобразительную деятельность детей как можно дольше, хотя бы до 6 лет. Далее, если это и делать, то очень аккуратно и грамотно, избегая оценивания. Не случайно, у нас в России большая часть населения уверена, что она не умеет рисовать (т.к. им это внушили в детском саду и начальной школе), но попадая на курсы, например, интуитивного рисования или арт-терапии, они с удивлением обнаруживают свои ранее скрытые художественные способности.